YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социальная работа за рубежом (Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова) arrow 2.4. Теоретико-практические модели социальной работы
2.4. Теоретико-практические модели социальной работы

2.4. Теоретико-практические модели социальной работы

   К началу 90-х годов в научной литературе вполне определенно обозначились несколько моделей теоретического обоснования социальной работы, ее понимания как особой социальной деятельности, общественного явления. Они отразили не только результаты научных поисков крупных ученых разных школ теоретического осмысления проблем социальной защиты в современном обществе, но и его эволюции, изменения в самом содержании и формах социальной работы.
   Анализ известных теоретических подходов к построению научного знания в области социальной работы по их отношению к смежным наукам, оказавшим и оказывающим на него наиболее сильное влияние, свидетельствует о наличии, как минимум, трех групп теорий:
   - психолого-ориентированные теории социальной работы;
   - социолого-ориентированные теории социальной работы;
   - теории социальной работы психолого-социологической (социолого-психологической), или комплексной, междисциплинарной ориентации.
   Психолого-ориентированные модели. Психодинамика как теоретическое основание социальной (психосоциальной) работы в ее современном виде сформировалась на основе психоанализа в его различных интерпретациях, начиная с 3. Фрейда, его прямых последавателей и более поздних приверженцев. Разумеется и сегодня психодинамические интерпретации поведения людей являются составной частью современного психологического знания, психологии как научной дисциплины. И в этом смысле они не могут характеризоваться отраслью научного знания, называемого теорией социальной работы. Их роль в данном плане ограничивается главным образом методологическим влиянием как смежной для социальной работы научной дисциплины.
   Однако это влияние и разработка на его основе психодинамической модели социальной работы, характеризуемой чаще всего в качестве психосоциальной, обусловили возникновение и развитие специфической модели обоснования конкретных технологий социальной работы, оказания социальной (психосоциальной) помощи отдельному человеку, семье, группе людей, имеющих проблемы. При этом психодинамическая модель деятельности социального работника опирается на несколько основополагающих, исходных постулатов. В главном они сводятся к следующему:
   - социальный работник в контексте отношений с клиентом должен исходить из того, что последний не только обладает определенной психологической структурой, но и способен к ее изменению, взаимодействуя со средой обитания;
   - воздействие социального работника на клиента должно учитывать его социально-экономическое положение, статус в системе социально-иерархических групп, учет динамики отношений в контактной группе, среде обитания клиента;
   - психодинамические теории требуют учесть то, как они оказываются полезными в процессе осуществления конкретной помощи нуждающимся, отдельному человеку;
   - в рамках психодинамической концепции совершается не только анализ статус-кво, но и использование опыта анализа эволюции отношений между клиентом и социальным работником, характера отношений между персонами в конкретной среде обитания нуждающихся;
   - психодинамическая модель социальной работы предполагает, как правило, возможность изменения, коррекции поведения, взглядов, отношений клиента посредством воздействия на его внутренний мир, восприятие реальностей, характер отношений в контактных группах.
   Экзистенциалистская и гуманистическая модели теоретического обоснования социальной работы также занимают существенное место в теории социальной работы.
   В экзистенциональном обосновании социальной работы акцент делается на особенностях восприятия клиентом отношения в системе взаимодействия “субъект-объект-субъект”. Осмысление и выводы об этих отношениях — главное в экзистенциальной теории модели социальной работы. В этой связи обычно рассматриваются:
   - правила и роли внутри системы “субъект-объект-субъект”;
   - более широкие системы, в контексте которых существует подсистема “субъект-объект-субъект” и которые оказывают на нее определенное влияние;
   - системы ценностей, в которые верит клиент;
   - как клиент борется со страхом, отсутствием безопасности;
   - связь всех связанных аспектов решения проблемы.
   Экзистенциальная модель теоретического обоснования социальной работы исходит из того, что большинство эмоциональных проблем клиента возникает из четырех источников отчуждения: а) когда люди, которые значимы в глазах клиента, не признают его таковым; б) непоследовательность или обман в решении проблемы оценочных конфликтов; в) разочарование, хаос или потеря личных ценностей; г) потеря близких людей (их смерть, уход, измена и др.).
   Гуманистическая модель теоретического обоснования социальной работы в значительной мере играет роль философско-гуманистической базы экзистенциальной технологии оказания помощи нуждающимся, как впрочем, и всей практики социальной работы. В этой связи социальный работник должен исходить из самоценности индивидуального мира жизни клиента, признания его способностей многое решать самостоятельно, опираясь на личный духовный и практический опыт.
   Процесс оказания помощи в рамках таких оснований ведения социальной работы включает в себя: а) обретение смысла существования, которое дает клиенту ощущение, что его дела идут хорошо, жизнь изменяется по пути прогрессивного развития, при этом необязательно заниматься постоянно самоизучением; б) центрирование, акцентировка проблем, когда социальные работники показывают клиентам, что они готовы заняться их делами, доказывая это практически, начиная знакомиться с проблемами каждого из нуждающихся; в) действие, когда социальный работник демонстрирует деятельную открытость, мобильность, а клиент видит, что поддержание безопасности, ее ощущение не всегда необходимо. Нужно просто заниматься делом, актуальным для жизни каждого из нас.
   Весьма важны ролевая и коммуникативная модели теоретического обоснования социальной работы, тяготеющие к комплексности. Прежде всего выясняется, как понимается роль личности, а она чаще всего трактуется преимущественно в психологическом и социально-психологическом плане.
   Представления о личностных ролях в теориях социальной работы предполагают, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводящимися индивидуально-личностным сознанием. Они обычно касаются вопроса о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а также того, как каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни. В этом смысле роль представляет собой набор определенных ожиданий или видов поведения, связанных с положением субъекта жизнедеятельности. Данное положение подразумевает и то, что роли всегда следует рассматривать в контексте отношений, реализующихся в различных видах коммуникации. Роли могут возникать из наших собственных или чьих-то других ожиданий, представлений о должном или желаемом. Они могут быть и приписаны человеку как результат некоторых обстоятельств (случается быть больным, инвалидом, консультантом и др.), а также достигнуты человеком или предписаны ему системой правовых, социально -культурных и моральных норм.
   Коммуникативная модель обоснования социальной работы помимо ролевых проблем учитывает специфику средств коммуникации, облегчающих или затрудняющих общение, а также различия разных схем, характера поведения людей в процессе коммуникации. В этой связи в круг внимания теоретиков социальной работы попадают язык и речь, искусство и наука, религия и мораль, право и философия, мифы и символы реальности.
   Весьма показательны в рассматриваемом плане задаче-ориентированная и кризис-интервентная модели теоретического обоснования социальной работы.
   Две названные и также довольно близкие друг другу модели обоснования социальной работы для отечественной традиции являются достаточно новыми. Общность и сходство этих теоретических подходов к социальной работе заключается прежде всего в том, что оба они ориентируют на кратковременное, относительно фрагментарное вмешательство соционома в процесс решения клиентом его проблем, хотя эти вмешательства и могут при необходимости соединяться в серии. Организационно за рубежом такие ёсчитается, что неразумно использовать скрытые мысли или предположения о структурах ума, так как они не могут быть независимо или объективно проверены.
   Бихевиористская социальная работа нередко основывается на схемах единичных экспериментов, построенных с учетом классического принципа: “стимул — реакция”. При этом за тщательным определением желаемых видов поведения обычно следует спланированная оценка-измерение (как часто оно встречается в период и в рамках “основного направления”). Затем следует вмешательство. Вместе с ним и вслед за ним измеряются также отдельные случаи такого поведения.
   Социолого-ориентированные модели. Среди них наиболее отчетливо обнаруживают себя, во-первых, те модели, которые формируются на базе теории социальных систем, а во-вторых, те, которые опираются на радикально-марксистские подходы. В этой связи охарактеризуем наиболее существенное в их специфике, подчеркнув то обстоятельство, что эти концепции составляют основу так называемой структурной социальной работы.
   Особенности модели теоретического обоснования социальной работы, опирающейся на системные представления о строении и развитии общества, также полезно подчеркнуть. Системные идеи восходят к общей теории социальных систем Берталанфи (1971 г.). В первоначальном своем варианте эта теория, как известно, была разработана на биологическом материале и показывала, что все организмы являются системами, составленными из подсистем, а сама система в свою очередь есть часть сверхсистем. Так, человек представлялся как часть общества, состоящая из циркулирующих систем кровообращения, пищеварения, а также клеток, которые, в свою очередь, состоят из атомов, включающих в себя еще более мелкие частицы. Эта теория стала широко применяться для анализа социальных систем, включающих социальные группы и общественные институты, семьи, малые сообщества, коллективы.
   В 70-е годы за рубежом все более активно и широко системные идеи стали применяться в анализе проблем социальной работы, прежде всего в социолого-ориентированных подходах ее осмысления и регулирования. При этом главным аргументом в пользу такого подхода выдвигалась мысль о том, что люди в стремлении улучшить свою жизнь зависят от различных окружающих их систем. А из этого следует, что решение проблем социальной защиты жизнестойкости человека должно опираться на совершенствование и регулирование систем.
   В рамках такого рода представлений сформировалась широко распространенная точка зрения о том, что людям могут помочь три типа систем. Во-первых, неформальные или естественные системы, такие как семья, группа друзей, объединение по интересам и др. Во-вторых, речь идет о формальных системах, таких как общинные группы, профсоюзы, общественно-политические организации и т.п. В-третьих, это системы, существующие в обществе в виде учреждений, ведомств, функционально ориентированных организаций (больницы, библиотеки, школы и др.).
   В данном контексте задачи социального работника дифференцируются на две группы: с одной стороны, они связаны с оптимизацией деятельности учреждений, организаций и ведомств, способных оказать помощь людям в решении их проблем, с другой стороны, речь идет о содействии нуждающимся в использовании ими учреждений социальной работы для удовлетворения своих потребностей, об активизации самозащитных потенций человека как саморегулирующейся системы.
   Сегодня традиционно различают две формы использования теории систем в социальной работе: а) использование положений общей теории систем, о чем было сказано выше; б) разработка и использование экологической теории систем. Узловым понятием теории экологических систем в социальной работе стала категория “модели жизни”. Модель жизни рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые постоянно приспосабливаются в их взаимодействии к многообразию условий бытия. Она исходит из того, что там, где человек может развиваться через изменение, где его в этом поддерживает среда, окружение, существует взаимная адаптация.
   Социальные проблемы (бедность, загрязнение природы, дискриминация и пр.) осложняют условия бытия человека, сокращают возможность взаимной адаптации. Жизненные системы (люди, их объединения) согласно теории экосистем должны пытаться поддерживать хорошее равновесие со своим окружением.
   Главной целью социальной работы в теории экосистем провозглашается обычно усиление адаптивных способностей людей, влияние на их окружение так, чтобы сделать компромиссы человека и среды обитания более адаптивными. Таким образом, социальный работник в данном подходе к решению проблем клиента воздействует не только на него, но и на среду его обитания.
   В структурной социальной работе системно-экологический подход наиболее масштабно проявляется в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения. Он ориентирован как на группы населения, пользующегося спланированной официально централизованной поддержкой, так и на массовую или индивидуальную неформальную помощь, в том числе друзьям, соседям, членам семьи, которые в этом нуждаются. Такая помощь бывает либо личная, либо общественная. Личная использует по преимуществу психологические возможности социономов и клиентов. Общественная (социальная) помощь использует воспитание и обратную связь, эффект воздействия специальных учреждений.
   В целом же формулировка теоретических оснований социальной работы в контексте общих и экологических систем существенно отличается от абсолютного большинства традиционных подходов, существующих в современной теории социальной работы. Это отличие в главном сводится к тому, что системный подход акцент делает не на индивидуализацию и психическую проблематику клиента, а на социальный подход к оценке проблем его жизни, их типизацию, обобщение.
   Теперь обратимся к радикальной и марксистской моделям обоснования теории социальной работы. Обе эти модели теоретического обоснования социальной работы характеризуются острой критикой традиционных подходов к пониманию сути, содержания, а также общественной значимости социальной работы. Их близость в 70—80-е годы стала очевидной.
   Радикальная критика традиционных форм социальной работы уже в 70-е годы привела к обоснованию таких ее форм, как “наделение полномочиями”, социальная адвокатура, повышение уровня и развитие самосознания. Обозначилась акцентировка на социальную самозащиту, повышение роли социальной субъектности.
   Более длительным радикально-критическим отношением к социальной работе характеризовалась марксистская традиция ее научного осмысления. В этой связи вполне определенно обозначились три позиции по отношению к социальной работе:
   1) прогрессивная позиция, согласно которой социальная работа представляется как положительный фактор перемен, так как она связывает буржуазное общество с его эксплуатацией трудящихся слоев населения и нуждающиеся социальные группы. Социальный работник в этом контексте характеризуется как важная сила, способствующая коллективным действиям, подъему самосознания людей, осуществлению перемен;
   2) репродуктивная позиция представляет социальных работников как агентов, служащих, осуществляющих классовый контроль, который в эксплуататорском обществе усиливает угнетение рабочего класса, всех трудящихся;
   3) противоречивая позиция характеризует социальную работу, с одной стороны, как полезное для трудящихся явление общественной жизни, которое дает возможность помогать нуждающимся, содействовать ослаблению капиталистического общества, обеспечивая консолидацию трудящихся слоев; с другой стороны, социальные работники выполняют функции ослабления социальной напряженности в капиталистическом обществе, усиливая его, обеспечивая стабильность.
   По преимуществу к социолого-ориентированным моделям теоретического обоснования социальной работы принадлежит и так называемая разрешающая модель. Она предусматривает достижение следующих целей: а) помочь клиентам увидеть и осмыслить себя как “каузальных агентов”, способных к поиску решений существующих проблем; б) содействовать восприятию клиентом социального работника как специалиста, имеющего знания и умения, которые могут быть полезными ему; в) помочь клиенту воспринимать социального работника как партнера в решении некоторого круга своих проблем; г) помочь воспринимать властную, полномочную структуру организации социальной помощи, общества в целом, как сложную и частично открытую влиянию.
   Социолого-ориентированные модели социальной работы обозначили в 70—80-е годы усиление тенденций к ее комплексному осмыслению. И к началу 90-х годов стало возможным говорить о нескольких теоретических подходах к научному обоснованию социальной работы, которые носят разносторонний, по существу — междисциплинарный, комплексный характер. При этом их целостность представляет уже новое качество рождающейся научной дисциплины — теории социальной работы.
   Из числа психолого-ориентированных моделей теоретического обоснования социальной работы к комплексным тяготеют ролевая и коммуникативная. Среди социолого-ориентированных моделей ближе других к комплексным примыкает разрешающая и экологическая модели.
   Комплексно-ориентированные модели. Рассмотрим собственно-комплексные модели теоретического обоснования социальной работы. К ним мы относим прежде всего когнитивную, социально-педагогическую и виталистскую модели.
   Все более известной становится когнитивная (познавательная) модель теоретического обоснования социальной работы. Строго говоря, при оценке данного подхода к теоретическому обоснованию социальной работы следует говорить о целом ряде когнитивных теорий, которые заявили о себе в последние два десятилетия, в первую очередь благодаря работам X. Гольдштейна, который не только предложил свой вариант когнитивной теории, но и активно пропагандировал иные варианты.
   Все они при известном тяготении к психолого-ориентированным моделям теоретического обоснования социальной работы в главном являются комплексными, опирающимися на междисциплинарный взгляд при понимании природы социальной работы. И это при том, что когнитивная теория в целом занимается человеческим мышлением, его влиянием на поведение человека, решением индивидуальных и социальных проблем человека.
   Когнитивная теория сочетает психосоциальные, социологические, поведенческие и социальные элементы в подходе к осмыслению и решению проблем социальной работы. Представляя развитие рационального мышления человека в отношении защиты им своих индивидуальных и социальных интересов через оптимальное поведение, когнитивные теории ориентируют клиента и соционома не только на изменение себя, адаптацию к среде, но и на совершенствование последней, оптимизацию своего социального окружения.
   Обычно в рамках когнитивного подхода выделяются несколько важнейших моментов, составляющих его главную особенность:
   1. Люди могут быть лучше всего поняты, когда они ищут или стремятся к определенной цели, преодолевая препятствия в личной и общественной жизни.
   2. Люди создают свои собственные модели действительности в соответствии с тем, что они узнали, поняли.
   3. Человек приобретает уверенность в жизни посредством адаптации к социальным реальностям, в процессе которой он изменяет эти реальности, изменяясь сам.
   4. На процесс адаптации человека и среды воздействует воспринимающее “Я” — наше представление о себе, а также способ его воздействия на характер восприятия и др.
   Существенно значим и весьма показателен социально-педагогический подход к обоснованию теории социальной работы. Оценивая специфику социально-педагогического подхода к теоретическому обоснованию социальной работы, следует иметь в виду, что в России в начале 90-х годов активизировалась дискуссия о соотношении социальной педагогики и социальной работы, соответственно и об объекте и предмете, методах той и другой наук. Акценты в этой дискуссии оказались расставленными в диапазоне от фактического отождествления социальной педагогики и социальной работы до их противопоставления как наук, различных отраслей знания и практики.
   Определяя специфику социально-педагогической модели социальной работы, следует учитывать тот факт, что социальная педагогика как наука, предмет преподавания и отрасль педагогической практики ставит перед собой задачу многоуровневой социализации подрастающего поколения, населения в целом. Но она — не только адаптация личности к условиям социальной среды, но и участие в преобразовании этой среды с учетом решения педагогических проблем.
   Такой подход к социально-педагогическому осмыслению социальной работы предполагает включение в нее, как минимум, двух типов социальных педагогов. Один из них призван решать задачи социализации и ресоциализации на уровне личности, другой — на уровне влияния в этих процессах социальных компонентов среды, выделения системообразующих факторов, способствующих или препятствующих социализации и ресоциализа-ции с учетом требований морали и социальных ценностей, потребностей практики общественного развития. Таким образом, оказывается доминирующим именно комплексный подход в обосновании моделей социальной работы в контексте социально-педагогической традиции ее рассмотрения.
   Витально-ориентированную модель комплексного осмысления социальной работы мы рассматриваем как одну из наиболее эффективных. И не только потому, что она дает хорошие основания для опоры на специфически акцентированные теории социальной работы, но и в силу использования генетического подхода к жизнеосуществлению человека как биосоциального существа, эволюция, поддержка жизненных сил которого составляет объект забот социальной работы. Концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека как теоретическая модель комплексного видения социальной работы при этом играет узловую роль.
   Конечно, имея в виду давнюю традицию существования различных школ витализма, их борьбы, достижений и неудач, следует учесть опасность дробления теоретических оснований данной модели комплексного осмысления социальной работы. В текущем столетии витализм традиционно характеризуется как идеалистическое направление в биологии, объясняющее специфику жизненных явлений присутствием в живых телах особых нематериальных, непознаваемых сил. Данная точка зрения сегодня обычно подвергается критике. Зачатки такого понимания проблемы, как правило, относят к древности — идеям Платона о бессмертной душе; “психике” Аристотеля — о существовании особой нематериальной силы; “энтелехии”, управляющей явлениями живой природы. Это требует принятия за исходные ряда положений, которые позволяли бы, по крайней мере в рамках принятого подхода, представлять рассматриваемую модель теоретического обоснования социальной работы непротиворечиво.
   Во-первых, констатируем важность трактовки человека как биосоциального существа, обладающего способностью творчески отражать объективную реальность и творить ее в соответствии с идеальными моделями, а также располагающего и в определенной мере использующего различные системы социокультурных символов, информации (науки, морали, искусства, религии, права и т. д.). При этом всегда сохраняют свое фундаментальное значение естественные биофизиологические основы жизни человека.
   Во-вторых, отметим факт формирования и осуществления жизненных сил человека в процессе удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования, развития этих потребностей от поколения к поколению в конкретной социально-исторической среде обитания людей.
   В-третьих, подчеркнем факт постоянного сосуществования и взаимодействия определенного жизненного пространства и жизненных сил человека, живущего в конкретных исторических условиях.
   В-четвертых, существенно важно иметь в виду сосуществование различных уровней организации жизненного пространства и жизненных сил человека — от индивидуального, семейного и группового до регионально-государственного и международного.
   В-пятых, нельзя не учитывать сосуществование и взаимодействие духовных и материальных сил, которыми располагает человек, материальную, предметно-вещественную и духовно-культурную среду обитания людей, их способность к экстрасенсорике, включенность в биоэнергетический обмен, осуществляющийся в природе.
   Жизненные силы человека понимаются нами в качестве его способности к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа, способности к эффективному удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования во всех сферах жизни общества, уровнях его организации. Жизненные силы человека представляются как единство индивидуальной и социальной субъектности. Индивидуальная субъектность понимается как способность человека удовлетворять и развивать свои многообразные потребности индивидуально-личностными средствами. Социальная субъектность трактуется в качестве способности людей удовлетворять и развивать свои интересы и потребности с помощью социальных институтов, учреждений и организаций общества. При этом индивидуальная и социальная субъектность рассматриваются и в контексте различий служения человека достижению индивидуальных и общественно значимых, коллективных целей, определенных смысложизненных ориентации, индивидуальной и социальной воли человека к достижению этих целей.
   Социальная работа в этой связи понимается как процесс, деятельность по содействию оптимальному формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека. Это позволяет рассматривать ее в единстве структурной и психосоциальной работы, во взаимопересечении традиций психолого-ориентированных и социолога-акцентированных теорий социальной работы. Иначе говоря, комплексный подход к социальной работе и здесь является доминирующим.
   На этой основе разрабатываются стратегические направления социальной работы, корректируется взаимодействие, сопряжение различных ее технологий, формируются новые практико-ориентированные подходы в социальной защите жизненных сил, благополучия людей. Очевидно, однако, что всеобъемлющая разработка и реализация такой модели социальной работы во многом пока — дело будущего.
   Модель практической деятельности в рамках данной концепции связывается прежде всего с решением следующих задач:
   1. Преодоление обостренной реакции клиентов на негативные оценки своих возможностей преодолевать трудности, обеспечение способности клиента видеть себя вполне готовым в решении своих проблем.
   2. Локализация и упразднение блоков торможения позитивного развития ситуации клиента, усиление поддержки успешного решения его проблем.
   3. Учет необходимости повышения информированности, осведомленности клиента по поводу возможностей решения его проблем, прежде всего, о правах, создающих основу для этого.
   4. Убедить клиента в способности социального работника оказывать нуждающимся реальную помощь.
   5. Принципиальное значение имеет достоверная оценка развитости умений клиента индивидуально-личностными и социальными средствами удовлетворять и развивать свои интересы и потребности, а также определение соответствующих стратегий деятельности социальных работников.
   В рамках разрешающей модели социальной работы обосновываются следующие роли социономов:
   - консультация по ресурсам, “привязка” клиентов к ресурсам оказания помощи, создание условий улучшения самооценки клиентов, их способностей решать свои проблемы;
   - помощь клиентам в приобретении знаний о себе, социальном устройстве окружающей среды;
   - выступление социального работника как учителя и воспитателя, наставника, способного обучить клиента навыкам решения проблем, определенной практической деятельности.
   Разрешающая модель в целом ориентируется на использование специфических методов социальной работы, имеющих целью ослабить или упразднить отрицательные оценки и условия разрешения проблем клиентов из числа тех, что формируются влиятельными группами в обществе по отношению к отдельным его членам и слоям. Особенно полезным бывает обращение к данной модели в работе с семьями, группами по интересам. Это существенно расширяет возможности учреждений социальной работы, где определен профиль деятельности, заданы некоторые функции.

 
< Пред.   След. >